Япония, открытая миру

Япония, открытая мируМ.: АИРО-XXI, 2007, 308 с. Мягкая обложка, Формат: 60×84/16
А.Е. Куланов «Глава десятая. Интернациональные браки как возможный «нацпроект» Японии».

Новая коллективная монография, подготовленная российскими учеными-японоведами, и дающая комплексную картину Японии первого десятилетия XXI в. Единым стержнем всех статей является мысль о том, как Япония открывает себя миру, как японцы взаимодействуют с другими народами.

Монография состоит из двенадцати глав, которые условно можно разделить на три блока. В первом из них рассмотрены проблемы «самооценки» японской нации, политика правящей элиты, главной целью которой является целенаправленное создание максимально благоприятного образа своей страны в окружающем мире, а также многоаспектная дипломатическая деятельность.

Второй блок включает главы, в которых говорится о многих сторонах экономической деятельности страны, что представляется чрезвычайно важным, поскольку страна, обладая мощным экономическим потенциалом, выходит из стагнации.

В главах третьего блока освещены некоторые проблемы, касающиеся деятельности Японии в культурной и гуманитарной сферах эпохи глобализации. Авторами глав являются ведущие специалисты в каждой изучаемой области.

Книга рассчитана как на ученых, преподавателей и студентов, так и на широкий круг читателей, интересующихся глобальными проблемами современности.

Рецензия:

Третье открытие Японии

Традиционно говорят о двух «открытиях» Японии. Под первым «открытием» подразумевается реставрация Мэйдзи, которая положила начало периоду глубоких реформ и технической модернизации страны. Вторым открытием считаются послевоенные реформы в условиях тотальной демократизации. Изменения во внутренней и внешней политике Японии в конце 90-х годов XX века – начале XXI века, когда началось коренное реформирование всех сфер жизнедеятельности общества, часто называют третьим «открытием» Японии.

Япония на рубеже тысячелетий – это страна, переживающая целый ряд взаимосвязанных кризисов: экономический, демографический, культурный, мировоззренческий. А поскольку в современном мире Япония играет роль «машины времени», анализ японского общества позволяет составить представление о проблемах, ожидающих другие развитые страны через 20–30 лет.

О фундаментальном кризисе японского общества впервые заговорили, когда стали очевидны демографические последствия торжества общества потребления. Демографическая проблема, как известно, тем и отличается, что ее игнорирование приводит к отсутствию необходимости решать все остальные проблемы. Коэффициент фертильности (среднее количество детей, рожденных одной женщиной в течение ее жизни) позволяет составить представление о глубине демографического кризиса – в 2005 году в Японии он опустился до 1,25 (для поддержания стабильной численности населения он должен равняться 2,08). В 2007 году уже более 70% японских семей не имели детей, тогда как в 1975 году таких было менее половины.

Демографический кризис, в свою очередь, вызвал комплекс социальных проблем, связанных с уменьшением доли трудоспособного населения. Вплоть до недавнего времени вопрос о рабочей силе в Японии остро не стоял. Даже в период высоких темпов роста в условиях бурно развивающихся промышленности и сферы услуг она пополнялась за счет притока сельского населения, молодежи из деревень, а недостаток рабочих рук восполнялся внедрением в широких масштабах новейших техники и технологий. Это позволяло японскому обществу оставаться относительно «закрытым». Однако демографическая катастрофа вынуждает японские власти задуматься о стабилизации населения за счет иммиграции. И хотя пока иностранцев в Японии мало по сравнению с другими странами (в 2004 году их было 2 млн. человек, или 1,6% населения), думается, что последствия все большего смягчения иммиграционного законодательства не заставят себя долго ждать.

В качестве другого выхода для Японии рассматривается увеличение числа интернациональных браков и преодоление демографического кризиса с помощью увеличения рождаемости в смешанных семьях, в том числе с русскими женщинами. Популярность в современной Японии русских невест объясняется стереотипным воззрением на России как на страну, поставляющую по-европейски выглядящих жен, ориентированных на азиатские ценности. Под последними подразумеваются качества, ставшие чрезвычайно редкими в современной Японии: терпение и покорность мужу, способность жертвовать собой ради семьи, хозяйственность и красота, выражающаяся в наличии белокурых волос и больших голубых или зеленых глаз (в соответствии со стандартами анимэ или манга).

Несмотря на то что, судя по экономическим показателям, в 2003 году страна как будто вышла из стагнации, складывается впечатление, что фундаментальные проблемы Японии далеки от разрешения. Так что не мешает лишний раз вспомнить об изъянах общества потребления, о которых, как правило, забывают, восхищаясь феноменально высоким, по российским меркам, уровнем жизни.

Макс Нитченко, НГ-Эклибрис, 08.11.2007

Скачать книгу в формате .pdf