Роман Ким. Доклад в ИВ РАН

8 апреля 2015 г. в Институте востоковедения РАН на заседании отдела Кореи и Монголии состоялся мой доклад “Роман Ким: японовед, разведчик, писатель”.

Мероприятие было организовано по инициативе с.н.с., к.и.н. Ю.В. Ванина и поддержано заведующим отделом к.и.н. А.В. Воронцовым и заместителем директора ИВ РАН профессором, д.и.н. Э.В. Молодяковой. Кроме них особо отмечу среди пристутствующих д.э.н. С.Б. Маркарьян и ветерана японского направления контрразведки КГБ СССР к.и.н. А.А.Кириченко.

Таким образом, в зале оказалось сразу четверо людей, знавших героя моего доклада лично, встречавшихся с ним в самых разных ситуациях и в других аудиториях. Кто-то виделся с Романом Кимом в Высшей школе КГБ и здании на Лубянке, кто-то – в старом Институте востоковедения, располагавшемся тогда, как и сейчас, по соседству со штаб-квартирой спецслужб, но с противоположной стороны – в Армянском переулке. Другие пересекались с ним по работе в ССОДе – Союзе советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными страными. Почти у всех японский язык преподавала вторая жена Романа Николаевича Кима – М.С. Цын.

Неудивительно поэтому, что доклад, изначально и заявленный мною как дискуссионный, не подводящий итогов исследования, а ставящий задачу расширить и углубить его, оказался поводом для долгих и интересных воспомининаний и обсуждений. Поговорить было о чем и о ком: Роман Николаевич Ким – почти мифический персонаж отечественной истории. Несмотря на то, что портфель со сведениями и воспоминаниями о нем пухнет на глазах, с каждым днем количество фактов его биографии, о которых я могу с уверенностью заявлять, что они действительно произошли, уменьшается в такой же пропорции. Последний период жизни Романа Кима прошел на глазах у четверых участников обсуждения, но всё, что было раньше – тщательно запутанный клубок тайн, загадок и взаимоисключающих версий.

Только что закончившаяся командировка в Японию для изучения ряда туманных мест в биографии Р.Н. Кима тоже принесла больше вопросов, чем ответов. Что ж, не в первый раз. Исследование жизни таких людей, как Роман Ким, само по себе подарок судьбы, роскошный детектив, который пишется мною каждый день, и результат которого не станет известен, пока не будет перевернута последняя страница. Произойдет это еще очень и очень не скоро, и это прекрасно – я люблю тольстые книги. История загадочного писателя и сотрудника спецслужб, равного по уровню дарования, образования, преданности делу и достигнутых результатов знаменитому Рихарду Зорге, только начинается.