Россия и Япония: Имиджевые войны
Куланов Александр, Василий Молодяков. Россия и Япония. Имиджевые войны
Издательства: АСТ, Астрель, Хранитель, 2007
ISBN: 978-5-17-040740-8, 978-5-271-15388-4, 978-5-9762-2356-1
Твердый переплет, 512 стр. Тираж: 3000 экз. Формат: 84×108/32
Когда государства находятся в состоянии мира между собой, происходит их мирное имиджевое взаимодействие: один народ создает для себя образ другого – не всегда удачно, почти всегда не очень правдиво, но, как правило, беззлобно: имидж получается положительным. Если между этими государствами возникает конфликт, то все резко меняется: формируется образ врага и начинаются имиджевые войны. Вся история взаимоотношений России и Японии – это история довольно странного имиджевого взаимодействия и имиджевых войн. Причем положительные и отрицательные стороны так перепутались между собой, что сегодня порой трудно разобраться, в каком именно состоянии – дружбы или конфликта – мы сейчас находимся.
Как все это происходит? Какую роль играют в имиджевых войнах “третьи силы”? Почему, проиграв Русско-японскую войну, в России всерьез и надолго увлеклись Японией, а Япония, проигравшая Вторую мировую войну, чувствует себя победителем по отношению к России? Как получилось, что даже в мирное время наши страны то и дело оказываются в положении холодной имиджевой войны, и можно ли это положение выправить? Стоит ли нам воспользоваться японским опытом в моделировании положительного образа страны за рубежом?
Ответы на эти вопросы – в книге известного историка Василия Молодякова и журналиста-международника Александра Куланова, открывающей новый взгляд на проблему российско-японских отношений.
Новый взгляд на Японию или Японский пример для России
Российские японоведы Василий Молодяков и Александр Куланов предлагают нам новый взгляд на историю Японии и японо-российские отношения. Этот тот редкий случай, когда исследования российских историков, посвященных Японии, не уступают по научной значимости трудам самих японских историков. Необходимо подчеркнуть, что Молодяковым был впервые были введены в оборот японские архивные документы и поставлены проблемы, которые являются новыми и для самой японской историографии. Куланов, журналистов, по основной профессии, взял интервью у ряда видных японских и российских исследователей и политиков, вошедших в книгу об имиджевых войнах. Александр Коржаков, например, поведал, как он по поручению Ельцина сделал все, чтобы его визит в Японию не состоялся (Борису Николаевичу очень не хотелось обсуждать территориальную проблему). А управляющий директор Департамента японистики и интеллектуальных обменов Японского фонда Комицу Дзюнъэцу полагает, что в «Японии очень плохой образ России», но вину за это возлагает на российское правительство (Россия и Япония. С. 387).
Куланов и Молодяков справедливо утверждают, что «как ни велики были бы усилия по формированию образа страны и сколь ни могущественны были бы организации, которые этим занимаются, все-таки образ создается стараниями конкретных людей в головах вполне реальной целевой аудитории: народа, людей, нас с вами». И для России, и для Японии, по мнению авторов, «знание прошлых «непоняток» полезно для их преодоления в будущем. Или хотя бы для более умелой борьбы с ними, потому что охотники поддерживать пламя старых предрассудков и конфликтов в обеих странах, к сожалению, не переводятся» (Там же. С. 15). Молодяков и Куланов, первый из которых живет в Японии, а второй – в России, убеждены, что «современная Япония находится в весьма выигрышным с точки зрения пропаганды положении. Почти не задетая участием в региональных вооруженных конфликтах, обойденная разгулом терроризма, эта страна может с успехом использовать свои объективные плюсы в глазах иностранцев: высокий уровень жизни, спокойствие, комфорт, отлично развитая экономика, цифровой бум, великолепная традиционная культура, удивительное искусство, не знающее в своем развитии глубоких спадов» (Там же. С. 476). Парадокс, как отмечают авторы, заключается в том, что богатая и благополучная Япония, страна мечты для многих россиян, тратит немалые средства для создания положительного имиджа страны и ее народа во всем мире. Россия же, чей образ в Японии все еще остается образом нищей страны, где люди готовы работать за миску риса, а по улицам городов бродят белые медведи, на государственном уровне не прикладывает практически никаких усилий, чтобы выглядеть в глазах японцев лучше.
Борис Соколов, Свободная мысль, 2008, № 5