Религия воинов синто

При том, что синто часто носит камерный, интимный характер, существуют и более масштабные церемонии, связывающие будо и синто в единое целое. Так, например, во время проведения крупных соревнований или официальных демонстраций делегаты участвуют в церемонии мисоги. Перед входом в синтоистский храм они совершают омовение в специальной емкости тэмидзуя – только омыв руки и прополоскав рот, можно будет обратиться к богам. Вслед за тем, как священник каннуси выполнит ритуал обращения к ками, наиболее почитаемые мастера демонстрируют различные формальные комплексы непосредственно у главного алтаря, а затем нередко участникам церемонии преподносят ритуальное сакэ. Непосредственно перед началом выступлений исполняется еще один ритуал – хараи-но ги, в ходе которого старейшие и наиболее почитаемые наставники боевых искусств демонстрируют технику своих школ.

Духовный мистицизм синто всегда присутствует и в общем смысле понимания традиционного обучения боевым искусствам, где роль наставника в боевом искусстве сродни роли синтоистского священника. Мастер будо, так же как и каннуси, является проводником, соединяющим дух ушедших мастеров для трансляции их духовного и технического наследия своим ученикам. Таким образом, передача традиций каждой конкретной школы как бы освящается высшими силами и становится главным приоритетом ее последователей. Возможно, в этом кроется основная духовная причина жизнестойкости воинских искусств Японии. Неслучайно некоторые высшие мастера будо, главы фамильных школ одновременно являются и каннуси местных храмов (например, вице-президент Общества воинской добродетели Великой Японии Миура Хидэфуса Такэюки, служил священником одного из святилищ в Осаке). Естественно, что при этом в его обучении будо присутствует еще какая-то часть религиозных практик. А при внимательном наблюдении за демонстрациями воинских искусств в Японии можно заметить, как представители тех или иных школ проводят мистические ритуалы котодама («душа слова») с целью защиты, или непосредственно перед выступлением выполняют замысловатые движения руками, «выстраивая оборону» девятью магическими решетками.

Так что хотим мы этого или нет, осознанно или не осознанно, но традиция древнего синто переходит к нам вместе с передачей традиции будо – как на теоретическом, так и на сугубо практическом уровнях, как переходит она ко всем, кто практикует любые классические японские виды искусства, даже к любителям оригами, которое в традиции главного синтоистского храма Японии – Исэ-дзингу служило одним из способов усмирения души. Синто, во всем его противоречивом многообразии, по-прежнему остается гарантией правильной передачи традиции для нас и источником вдохновения и жизненным стимулом для многих японских мастеров новейшего времени – надо только правильно к этому относиться.

Оформление камидана в додзё

Одной из отличительных особенностей традиционного додзё является наличие камидза или камидана – «полки бога», места, где находится додзё-но ками (дух додзё). Это нечто большее, чем деталь экзотического интерьера. Расположенная в додзё камидана является священным местом, соединяющим мир ками (какурэё) с миром людей (уцусиё) в пределах помещения. Камидана – своеобразное ядро, отражающее духовную наполненность додзё, без которой оно представляет собой просто гимнастический зал. Именно этим – духовной наполненностью отличались школы традиционных воинских искусств от залов обычной военной подготовки рэмпэй.

Основные символические составляющие камидана – алтаря синто

Основные символические составляющие камидана

1. Симэнава – веревка из рисовой соломы со свешивающимися зигзагообразными полосками белой бумаги (сидэ), символизирующая границу священного чистого пространства – символ нахождения ками в этом месте.

2. Сакаки татэ – сосуд для священного дерева сакаки.

3. Кагами – священное зеркало, напоминающее о безупречной чистоте сердца и помыслов.

4. Мидзутама – сосуд с водой.

5. Сара – блюдце с рисом.

6. Сара – блюдце с солью.

Блюдца соли или риса символизируют готовность жертвовать ради духовного и физического роста, увеличения наших собственных изначальных способностей.

7. Хэйдзи – бутылки с сакэ. Белый рис и приготовленное из него рисовое вино
сакэ традиционно считаются лучшим подношением богам.

8. Томё – священный очищающий огонь.

9. Синдэн – дворец божества.

10. О-фуда – символы духов-покровителей додзё.

На камидана также могут находиться другие символы синто и будо: меч, свитки с изображением тотемного божества, портреты наставников прошлых лет, деревянные дощечки (эма) с надписями о целях занятий, каллиграфические свитки с изречениями знаменитых мастеров и некоторые иные предметы.

Для Religo.ru

Pages: 1 2