Самураи наших дней, или Харакиридо

Взгляды россиян, жаждущих встать на Путь чистого здоровья, и раньше были обращены на Восток, теперь же, когда дорога к здоровью начинается с завтрака в японском ресторане, каждому стало ясно, что пора обратиться к мудрости самураев, ведь именно они, кажется, живут в Японии?

Игорь Иртеньев сумел сформулировать это в стихотворной форме: Там видео в каждой квартире, Там на нос по десять “Тойот”, Там сделать решил харакири — Бери себе меч, и вперёд!

Надо отметить, что миф о том, что Япония — страна самураев, придумали не мы и даже не американцы. Его придумали сами японцы. В 1899 году один из них — профессор Инадзо Нитобэ, женатый на американке, — ощутил настоятельную потребность объяснить родственникам жены и всему миру то, о чем они смутно догадывались и раньше: сущность японского характера заключается в строгом следовании самурайским добродетелям. Ради этого Нитобэ на английском языке (!) написал книгу «Бусидо. Дух Японии». Бусидо по-японски значит «Путь воина». Раз он является олицетворением духа Японии, следовательно, все японцы — носителями этого духа, то есть самураями. Для логичного и падкого на экзотику европейского ума этого было как раз то, что нужно: миф пошел в народ.

России повезло особенно: образ самурая укрепился в нашем сознании после поражения в Русско-японской войне, и даже война Советско-японская не помогла поколебать этот стереотип — это было далеко, давно, да и к тому же, как известно, «летели наземь» именно самураи — «под напором стали и огня». Потом они как-то очень удачно перевоплотились в других «самураев» — в синих костюмах и с «паркерами» вместо мечей. Взмах — и контракт подписан — как голову врагу срубил. Красиво. Русским очень нравится. Нравится настолько, что образ самураев начали применять даже к тому, к чему по определению он применяться не может. Например, в Москве появился питомник китайских хохлатых собак «Русский самурай».

Японцы, к тому времени уже подрастратившие статус учителей-самураев в Америке и Европе, с удивлением отметили странную любовь россиян и вскоре разделились на две большие, но неравновеликие группы.

К первой, меньшей по численности, но очень активной, относятся бизнесмены, работающие у нас, а также преподаватели разнообразных боевых искусств. Первые время от времени помогают эксплуатировать образ «самураев XXI века», изображая воплощенное высокомерие и содействуя продвижению семинаров по тимбилдингу под названиями вроде «Путь меча: как достичь высоких продаж посудомоечных машин в Воронеже».

Вторые нашли в совмещении желания белых людей научиться чему-нибудь «эдакому» и имиджа самурая идеальное сочетание спроса и предложения. Ученики сходят с ума, беспричинно надеясь сами стать самураями. Это скорбная картина. Недавно в Киото я стал свидетелем того, как группа спортсменов (к счастью, англичан, но и некоторым русским это свойственно!) вошла в туалет и, к своему изумлению (вероятно, они думали, что боги не писают), увидела стоявшего у писсуара своего наставника-японца. Громоподобные крики приветствия сотрясли стены клозета, вся команда резко согнулась в поклоне, а едва не подпрыгнувший от неожиданности старик все никак не мог найти завязки самурайских штанов, чтобы в приличном виде убраться восвояси. Вне туалетов некоторые из сэнсэев куда как расторопнее: один мой японский знакомый стал миллионером, проводя семинары по каратэ на необъятных просторах бывшего Союза. Наверное, он ездит и сейчас: спрос на суровую мистику растет во время кризиса.

Большинство же японцев взирают на происходящее с безмерным удивлением. Мой научный руководитель, например, был потрясен, когда прочитал в одном нашем журнале рецензию на его лекцию о современной японской прозе: «На сцену вышел самурай, и показалось, что он сейчас закричит и встанет в стойку. А он начал говорить о литературе…». Его, как и многих других японцев, удручает несоответствие мифа реальности: на самом деле самураев почти не осталось. Более того, идеал современного японского молодого человека — это муж… нет, это даже не мужчина, а некое унисексуальное существо в розовой футболке в обтяжку с выбеленными волосами и в синих линзах, фанатеющее от бейсбола, на тонких ногах прогуливающееся с подружкой от ресторана к кафе, и на все вопросы отвечающее одно и то же: «Суггэ!» («Классняк!»). Остряки замечают, что подружка соответствует ему по своему имиджу, а их прогулки все чаще заканчиваются не в лав-отеле, как это было принято еще поколение назад, а всего лишь в киношке.

Кстати, даже те японцы, которые не могут ходить в спущенных до середины бедра джинсах и носят форменные синие костюмы, все реже понимают, зачем нужны лав-отели. Старики грустно усмехаются: «Самураев больше нет. Нет бусидо — Пути воина. Это миф. Нынешние японцы не только не упражняются с мечом, но и не знают, зачем нужны женщины. Это Путь смерти, который Япония выбрала сама — харакиридо».

Статья для Healthnews