Документы В. Ощепкова переданы “Мемориалу”

9 ноября Александр Куланов передал в дар Международному историко-просветительскому, правозащитному и благотворительному обществу «Мемориал» (http://www.memo.ru/) копии документов, имеющих отношение к судьбе основоположника российского дзюдо Василия Ощепкова.

Встреча с директором архивов «Мемориала» А.Г. Козловой прошла в новом здании общества, где хранится бесценная информация о жертвах сталинских репрессий. Напомним, что «Мемориал» много лет прикладывает титанические усилия в самых разных направлениях правозащитной деятельности, в том числе по расследованию сталинских преступлений и увековечиванию памяти жертв большевизма. Усилиями правозащитников создаются поименные списки жертв, устраиваются музеи, издаются книги – восстанавливается историческая память народа. Это «Мемориал» вернул нам более 3 000 000 имен безвинных людей, сгинувших в советскую эпоху, среди которых, кстати, говоря, оказались друзья и однокашники Василия Ощепкова. Но… самого Василия Сергеевича там до сих пор не было.

Дело в том, что в первую очередь в списки «Мемориала» попали люди, расстрелянные по печально знаменитой 58-й статье УК РСФСР образца 1926 г. по приговорам суда или особых совещаний, или приговоренные к различным срокам заключения. Ощепков же, арестованный по ст.58, п.6 (шпионаж в пользу Японии) не только не дожил до суда, но даже ни разу не был допрошен – болезнь сердца избавила его от этих мучений. Соответственно, и в списках жертв репрессий, составленных «Мемориалом» этот выдающийся человек – японовед, разведчик, спортсмен – до сих пор не числился, хотя справка о его реабилитации была получена!
Теперь, мы уверены, положение изменится, особенно учитывая, с каким интересом был воспринят сотрудниками архива «Мемориала» рассказ А. Куланова о судьбе Василия Ощепкова и его соучеников по Токийской семинарии. В архив были переданы копии страниц следственного дела НКВД, фотографии и статьи о Василии Сергеевиче. Имя Ощепкова будет включено в ближайшее переиздание базы данных жертв сталинизма, справедливость будет восстановлена. История продолжается, и, как сказал глава «Мемориала» А.Б. Рогинский, «эта история должна быть полной».