Японский бизнес-этикет

Японский бизнес-этикетЯпонский бизнес-этикет
Практика двустороннего общения

В понятие «японский бизнес-этикет» входят своеобразный национальный подход к организации деловых переговоров, практика наведения мостов, сугубо японский путь ведения бизнеса с его пастельными тонами в определении решения и долгими переговорами на всех уровнях, сама этика установления деловых связей, знакомств и переговорного процесса, включая его неофициальную часть. Для достижения успеха в делах и во избежание жестокого разочарования в японских партнерах и в японцах вообще, необходимо понимать разницу между имиджевой составляющей японской деловой этики и ее реальной наполненностью, иметь хотя бы поверхностное представление о том, как выглядит этот загадочный японский бизнес-этикет. Нам, в России, важно также знать об источниках и истории формирования у японцев того представления о нашем бизнесе, которое существует у них сегодня.

История возникновения современных представлений
о бизнес-партнере в связке «Россия-Япония»

Желание наладить деловые отношения с японскими компаниями было вполне обычным для многих отечественных фирм, начинавшим международную деятельность в 90-х годах прошлого века. Тогда существовал устойчивый имидж японского бизнеса как легковерного, щедрого, перенасыщенного деньгами общественного продукта. Японцы казались легкими партнерами, которые только и ищут, куда бы им вложить свои фантастические по размеру инвестиции. На подсознательном уровне бытовала уверенность, что стоит японцам узнать, что прежде закрытый для них советский рынок открылся, они тут же бросятся вкладывать в него деньги.

Основания для такой уверенности были инерционны. Поступавшая тогда в Россию информация о специфичности бизнес-контакта с японцами покоилась на недостоверных косвенных свидетельствах, в том числе с опорой на произведения массовой культуры, например, голливудские фильмы. Но и в самой Америке к тому времени эпоха массовых сделок с японцами уже давно прошла, хотя когда-то действительно была повседневной реальностью.

Распад Советского Союза точно совпал с тяжелейшим кризисом японской экономики, известным как «крах экономики мыльного пузыря». Даже если японцы и захотели бы в тот момент широкого проникновения на новый российский рынок, у них не было тогда на это ни сил, ни возможностей, ни политической воли.

Визитная карточка главы клана якудзаСо временем японская экономика начала оправляться от кризиса, а в России получили развитие так называемые «стихийные рыночные отношения». Начали завязываться деловые связи между японскими и российскими компаниями. Особенно активно этот процесс шел на Дальнем Востоке. Очень скоро выяснилось, что в ряде случаев развитию партнерских отношений мешает непонимание особенностей ведения бизнеса в стране партнера, и это было одинаково характерно как для японцев, так и для русских. Еще хуже оказалось то, что упоминавшийся ранее фантастический имидж японских компаний привлек к ним внимание со стороны многочисленных российских компаний-мошенников. Значительное количество японских компаний и отдельных предпринимателей было обмануто российскими партнерами, многие из японцев лишились своего бизнеса в России, некоторые были вынуждены прекратить свое существование. Основой мошенничества стало обращение к неустойчивым, часто меняющимся и невнятным по сути российским законам, регламентирующим внешнеэкономическую деятельность, а также использование в корыстных интересах коррумпированных чиновников на разных уровнях властного управления этой деятельностью в судах и правоохранительных органах.

Штаб-квартиры представительств японских компаний, транснациональных корпораций, находящиеся в Москве, оказались более устойчивы к таким своеобразным попыткам наладить с ними «деловые контакты», хотя и в столице было зафиксировано немало случаев отъема бизнеса российскими «партнерами» у бывших японских коллег. Неизвестно сколько денег принесла России такая «внешнеэкономическая деятельность», но информация о ней в плотной японской бизнес-среде распространилась очень широко. И без того негативный, по историко-политическим причинам, имидж России в Японии ухудшился почти до уровня тех времен, когда наши страны находились в состоянии прямого военного конфликта.

Некоторая стабилизация российской экономики, наступившая в последние годы, удачно совпала с выходом Японии из экономического кризиса, переполненностью главного для Японии китайского рынка, и стремлением найти новые торговые площадки, а также политическим решением искать сближения в области двусторонних экономических отношений. Период с 2005 по 2007 гг. характеризовался постоянным ростом интенсивности российско-японских деловых контактов. Товарооборот между нашими странами вырос примерно втрое, а количество представительств японских компаний в Москве увеличилось с 80 до 170. Едва ли не каждый месяц проводятся разнообразные экономические форумы, конференции и переговоры, организуемые все чаще на уровне среднего и малого бизнеса, как в Японии, так и в России. По мере изменения знака имиджа российского бизнеса с «минуса» на «плюс» и появления более-менее объективных представлений у российской стороны о японских бизнес-реалиях, по мере роста цивилизованности нашего бизнеса, действительно насущным стало знание деталей японского делового этикета, начинающегося с поиска партнеров и правильного представления себя.

Pages: 1 2 3 4