Кто Вы, товарищ «Профессор»?

С февраля 1928 г. началось уменьшение объема работы. Произошла смена работников аппарата. Уехали «Павел», Зина, Эмма, Юна. Им на смену из Москвы прибыли фотограф «Бородин» с женой, машинистка Столовская.

В апреле – мае 1928 г. сотрудники занимались исключительным по своей важности коминтерновским делом «Горох». Моя попытка выяснить, что скрывалось под этим названием, пока окончилась безрезультатно.

С 10 марта 1928 г. у аппарата Дальневосточного сектора ИНО появилась вторая конспиративная квартира – база в центре города, в которой до этого жили сотрудники Дальбанка. Квартира состояла из четырех комнат. Она имела три выхода, общие с Дальбанком и Рыбосиндикатом. В одной из комнат был установлен массивный сейф для шифров и документов и перенесено шифрование из квартиры № 1. Во второй комнате устроено помещение для переводчиков и машинописи. В третьей комнате была оборудована приемная и рабочий кабинет, а в четвертой – спальня. В последующем на эту квартиру из гостиничного номера «Версаля» переехал Е.А. Фортунатов. Уже на этой квартире он принимал сотрудников ИНО ОГПУ М.В. Уманского и В.Г. Ракова, приехавших конспиративно во Владивосток. Квартира № 1 теперь использовалась для фотографирования, проявки пленок и печатания снимков с иностранных и русских материалов, переводов документов, оставшихся от источника «300».

Следует отметить, что Фортунатов ранее был расконспирирован, как сотрудник ОГПУ в Китае, и весьма боялся засветиться перед японцами во Владивостоке, поэтому номер в гостинице «Версаль» покидал не часто. Переезд на новое местожительства позволил ему более спокойно передвигаться по городу.

В июне 1928 г. Е.А. Фортунатов был снят с работы и отозван в распоряжение ИНО ОГПУ. 25 июня он уехал в Москву, где был зачислен в резерв ИНО. Дела и кассу он сдал «Федору», который исполнял обязанности до приезда из центрального аппарата ИНО нового руководителя сектора – «Петрова». В сентябре 1928 г. уже после отъезда Фортунатова в Москву с инспекцией деятельности Дальневосточного сектора ИНО прибыл помощник начальника ИНО ОГПУ С.Г. Вележев, бывший до этого главным резидентом ИНО в Китае и отозванный оттуда для работы в центральном аппарате ОГПУ. Он проверил не только обширную деятельность сотрудников аппарата, но и финансовую отчетность, и выявил недочеты в этой сфере.

К сожалению, на этом сведения о Дальневосточном секторе ИНО ОГПУ во Владивостоке обрываются, больше никаких данных о работе и дате ликвидации этой структуры нами не выявлено.

Хотелось бы еще остановиться несколько подробнее на биографии первого руководителя подразделения ИНО ОГПУ во Владивостоке Евгения Алексеевича Фортунатова (оперативные псевдоним «Джек», «Кит»). Он родился в 1883 г. в деревне Захарьино Новгородского уезда Новгородской губернии. Русский. Член РСДРП(б) с 1903 г., затем с 1917 г. по 1937 г. член РКП(б)-ВКП(б). По образованию – врач. Сын профессора медицины, получивший блестящее образование, знавший несколько языков, включая восточные. Неоднократно арестовывался и сидел в тюрьмах в 1903, 1905 и 1907 гг. Во время первой русской революции являлся членом Казанского, Самарского и Ялтинского комитетов РСДРП(б). Организатор Южного военно-технического бюро в Киеве в 1906–1907 гг. В 1906 г. он делегат Таммерфорсской конференции военных и боевых организаций РСДРП(б). До 1917 г. проживал во Владивостоке, где работал врачом. С декабря 1920 г. – сотрудник Иностранного (разведывательного) отдела ГПУ-ОГПУ. С начала 1920-х гг. – резидент объединенной резидентуры ИНО ВЧК и РУ РККА в Шанхае. С середины 1920-х гг. – резидент ИНО ОГПУ в г. Пекин (Китай) под прикрытием врача советской миссии. Затем отозван в Москву, где работал в центральном аппарате ИНО ОГПУ. С сентября 1927 г. по июнь 1928 г. – начальник Дальневосточного сектора ИНО ОГПУ. 25 июня 1928 г., как уже отмечалось выше, отозван в Москву за финансовые нарушения в работе. С июля 1928 г. состоял в резерве назначения ИНО ОГПУ. На январь 1929 г. – особоуполномоченный Закордонной части ИНО ОГПУ. В 1929 г. был направлен в заграничную командировку по линии ИНО в Европу (Париж) для работы по белой эмиграции. На март 1933 г. – оперуполномоченный 6 отделения ИНО ОГПУ. С 23 марта 1933 г. по март 1935 г. был сотрудником резидентуры ИНО ОГПУ в Шанхае под прикрытием должности заместителя заведующего консульским отделом полпредства СССР в Китае (в Нанкине). Спецзвание: старший лейтенант ГБ. 19 марта 1937 г. арестован по обвинению в шпионаже в пользу Польши. До ареста – начальник музея УГБ УНКВД по Ленинградской области. 4 января 1938 г. приговорен Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР по ст. 58-6 УК РСФСР к ВМН. 11 января 1938 г. расстрелян в г. Ленинграде. Реабилитирован. Его сын – Фортунатов Евгений Евгеньевич, 1904 года рождения, также являлся сотрудником 7 (ИНО) отдела ГУГБ НКВД СССР, старший лейтенант ГБ. Как и отец, расстрелян.

С момента обнаружения мною документа о деятельности Дальневосточного сектора ИНО ОГПУ прошло немало времени. Попытки узнать больше о самом секторе я не оставил. Будучи в конце 2008 г. в Москве обратился за помощью к своему хорошему знакомому Владимиру Ивановичу Завершинскому, который тогда занимал весьма солидный пост – генерал-полковника, первого заместителя директора Службы внешней разведки России. Он взял тайм-аут и несколько позже подтвердил, что документы о деятельности сектора ИНО во Владивостоке у них в архиве имеются, но сразу огорчил фразой «Еще не пришло время их рассекречивать»…

Pages: 1 2 3 4 5