Эксперты Премии “Дальний Восток” о продвижении книг

В рамках подготовки фестивалю “Литература Тихоокеанской России”, который в этом году пройдет во Владивостоке уже в четвертый раз, организаторы мероприятия — медиахолдинг PrimaMedia и культурная площадка “Культбригада” — проводят серию творческих встреч в режиме онлайн. Одной из них стал виртуальный круглый стол на тему “Куда идем? Будущее литературы как профессиональной деятельности. Электронные площадки VS бумажные издательства”, прошедший 30 июня.

Как рассказал модератор круглого стола, куратор премии имени Арсеньева, президент фестиваля “Литература Тихоокеанской России” Вячеслав Коновалов, во время подготовки круглого стола к нему обращались дальневосточные автора. Как правило, их интересовали вопросы, связанные с издательской деятельностью.

“Тем приятнее сообщить, что в круглом столе принимают участие главный редактор “Литрес: Издательство” Ася Гасымова, главный редактор издательства “Альпина Паблишер” Сергей Турко и исполнительный директор издательства “Молодая гвардия” Роман Косыгин, а также лауреат премии имени Арсеньева писатель Александр Куланов“, — сказал Вячеслав Коновалов.

Проблема, в общем-то, заключается в поиске золотой середины между пассионарной шизофреничностью писателя, который пишет то, что в первую очередь нравится ему самому, и пожеланиями издателя. Как писатель, чья первая книга вышла достаточно давно, в 2003 году, я могу сформулировать главный тезис так: “Издательство — это коммерческая компания, главной целью которой является зарабатывание денег. Соответственно, если вы хотите что-нибудь написать, вы должны понимать, что себе доставляете удовольствие, а издательству должны доставить деньги“, — сказал писатель Александр Куланов.
В общем, почти по Маяковскому: автор плюс издатель равняется производство, которое должно приносить прибыль (прежде всего, издателю). Если автор это понимает и принимает, его душевному здоровью ничего не угрожает. Сам Александр это понял не сразу. Начинал, как практически все молодые писатели: рассылал рукописи редакторам по электронной почте, ходил по редакциям, где на него, в основном, смотрели косо. В одном издательстве женщина-редактор честно сказала: “Я пришла сюда из мясной промышленности, и никакой разницы между выпуском колбасы и книги не существует. Лучше продается то, что подешевле. Если вы согласны, то мы с вами”. В этом издательстве Куланов издал три книги. Впрочем, в отличие от многих согласившихся на роль литраба, он на достигнутом не остановился и все-таки сумел реализовать свои авторские амбиции. Результат — премия имени Арсеньева в 2020 году.

Все очень просто. Текст делает автор, книгу — издатель. И автору потом за то и другое будет либо стыдно, либо не стыдно. Существует огромное количество авторов, которых вообще противопоказано подпускать к клавиатуре, но они издаются“, — сурово пошутил Александр Куланов.

Источник (+видео)