“Дело русских семинаристов” в Доме русского зарубежья
Москвичи познакомятся с “Делом русских семинаристов”
Текст: Александр Ленин
А.Е. Куланов показывает экспонаты выставки гостям
В Москве открылась выставка под загадочным названием “Дело русских семинаристов”. Экспозиция посвящена ученикам Токийской православной семинарии начала прошлого века, чьи жизненные пути, определенно, могут стать основой для сценария остросюжетного детектива.
В их судьбах, по словам организаторов, самым драматическим образом сплелись простые человеческие желания и трагедии целых народов, личные интересы и интересы сразу нескольких спецслужб. Абсолютное большинство фамилий семинаристов неизвестны даже экспертам, однако эти люди – японоведы и разведчики, были не просто свидетелями, но и активными участниками важнейших событий на Дальнем Востоке в начале ХХ века. Очевидно, что многие тайны еще только предстоит раскрыть.
В различных архивах Японии и России сохранилось огромное количество материалов, посвященных русским выпускникам Токийской православной семинарии. Большая часть информации в России по-прежнему остается засекреченной. Однако усилиями исследователей удалось получить доступ к документам, хранящимся в Японии – стране, где прошла значительная часть их жизни, а также разыскать потомков некоторых семинаристов.
Благодаря этому московская публика сегодня может познакомиться с фотографиями, документами, аудио- и видеоматериалами, а также увидеть личные вещи выпускников семинарии.
А.Е.Куланов, приемная внучка Василия Ощепкова Т.В.Ксендзова, посол Японии в Российской Федерации Т.Харада, “спортивный внук” Ощепкова А.А.Будзинский, родная правнучка Исидора Незнайко О.В.Незнайко, куратор выставки М.С. Аксенова (Петрова).
Все началось, когда японист Александр Куланов в 1998 году всерьез решил “докопаться” до истоков возникновения самбо. Так он узнал о Василии Ощепкове. Изучение судьбы этого человека вывело Александра на некоторых других русских семинаристов.
Напомним, что Василий Ощепков – один из самых известных выпускников Токийской православной семинарии. Он приехал в столицу Японии 31 августа 1907 года. В отличие от других учеников, Ощепков окончил школу дзюдо Кодокан.
Примечательно, что Василий Ощепков стал четвертым по счету выпускником-европейцем и первым из русских, кто постиг секреты японского единоборства.
Вернувшись в Советский Союз, Ощепков занялся пропагандой дзюдо и созданием нового вида борьбы, который через десять лет после его смерти получил название самбо. Уже в 1917 году Василий Ощепков провел первые командные соревнования по дзюдо, а в 1932 году добился включения этого вида спорта в программу комплекса ГТО.
К несчастью, в 1937 году Ощепков погиб, его репрессировали. Однако семья и ученики сохранили достаточно много материалов о Василии Ощепкове. Его внучка Татьяна Ксендзова предоставила личные вещи, которые также можно посмотреть на выставке. Среди них зеркало Ощепкова, в которое десятилетия назад смотрелся он сам, его родственники, в которое смотрелись японские аристократы. Со многими из них Ощепков поддерживал дружеские отношения.
После ареста в 1937 году многие открещивались от знакомства с Василием Ощепковым. Тем не менее, нашлись люди, которые не стали этого делать. Благодаря их смелости спустя много лет мы можем видеть фотографии Ощепкова и даже кинохронику с его участием.
Посол Японии в России Такахито Харада рассказывает о своей семейной истории, тесно связанной с личностью Николая Японского и токийской православной семинарией.
Три года назад Александр Куланов, делая презентацию о жизни Василии Ощепкова, думал, что это станет своеобразным подведением итогов большой исследовательской работы. Оказалось, что тот день стал началом другого большого пути. “Три года назад, можно сказать, и началось “дело русских семинаристов”, – признается корреспонденту “РГ” Александр Куланов. “Именно тогда начали отзываться люди, стали помогать, всплыли новые фамилии. Я сразу стал искать, и завертелось”, – добавляет он.
“Из 24 биографий, нам удалось достаточно полно восстановить шесть жизненных путей, – говорит Александр Куланов. – Пять человек погибли, однако один из этих шести, Исидор Незнайко, дожил до глубокой старости. Он успел рассказать своему внуку Виктору Незнайко про учебу, взаимоотношения с японскими преподавателями, про первые опыты перевода русской классики. Именно благодаря его судьбе нам удалось собрать много информации о семинаристах”.
Насколько реально приоткрыть завесу над судьбами остальных семинаристов, о которых сегодня неизвестно практически ничего. С этим вопросом корреспондент “РГ” обратился к японоведу и организатору выставки Александру Куланову.
“Это вполне реально, только необходимо приложить очень серьезные усилия. Во-первых, нужно получить доступ в российские архивы, что сегодня бывает сделать очень сложно, – отмечает Александр Куланов. – Куда-то меня пустили. Например, в Госархивы РФ и Дальнего Востока, а куда-то попасть оказалось практически невозможно. Помогают энтузиасты с разных концов Земли. От Парижа и до японского города Кобе они ищут информацию. Мы обмениваемся данными друг с другом”.