Кто Вы, товарищ «Профессор»?

Секретные операции Дальневосточного сектора Иностранного отдела ОГПУ во Владивостоке

Алексей Буяков

Среди широко известных хрестоматийных операций типа «Трест», Синдикат-2», «Маки-Мираж» и других, проводимых сотрудниками Объединенного государственного политического управления (ОГПУ) –Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) СССР, как на территории Советского Союза, так и в различных точках за рубежом есть и такие, о которых неизвестно практически ничего или же крайне мало.

В этом очерке мы коснемся истории одной из засекреченных структур ОГПУ и некоторых операций, осуществленных в ее недрах кадровыми сотрудниками органов госбезопасности и привлеченными ими специалистами.

История одного из структурных подразделений Иностранного отдела (ИНО) ОГПУ – Дальневосточного сектора, осуществляющего деятельность в конце 20-х годов прошлого века во Владивостоке, – представляет, на наш взгляд, собой одну из самых малоизученных проблем истории политической разведки Советского Союза.
В основных исследованиях по истории советской внешнеполитической разведки даже не упоминается эта структура. Единственное упоминание о ней находим в биографии одного из первых руководителей этого подразделения Е.А. Фортунатова в справочнике «Внешняя разведка СССР». Там прямо указано, что он руководил «Дальневосточным сектором» центрального аппарата ИНО ОГПУ. Больше в исследованиях по истории ИНО-ПГУ-СВР России о Дальневосточном секторе ИНО ОГПУ не написано не строчки.

Автору в ходе работы в архиве Управления ФСБ России по Омской области удалось в одном из архивных личных дел обнаружить некоторую информацию о приблизительном времени создания, штатах, сотрудниках, местах дислокации, некотором характере деятельности Дальневосточного сектора ИНО. Дальневосточный сектор или отдел ИНО ОГПУ во Владивостоке, Владивостокский аппарат ИНО ОГПУ, или «Представительство ИНО ОГПУ по дальневосточным странам во Владивостоке» – такие названия встречаются на страницах этого дела. Для того чтобы не путаться в названиях, возьмем для использования определенное название – Дальневосточный сектор ИНО ОГПУ во Владивостоке.

Сектор был организован в августе-сентябре 1927 г. (точной даты создания установить не удалось. – Авт.) во Владивостоке по указанию заместителя председателя ОГПУ и одновременно начальника ИНО ОГПУ М.А. Трилиссера. Он был создан для решения технических задач по работе с источником «300», а также для связи с резидентурами ИНО ОГПУ в Китае, Японии и Кореи и оперативной обработке материалов, получаемых от них. Финансирование деятельности шло за счет секретных статей бюджета ИНО ОГПУ (работа с источником «300», резидентурами ИНО в странах Дальнего Востока), Полномочного представительства ОГПУ по Дальневосточному краю (работа по борьбе с белым бандитизмом и повстанческими отрядами внутри страны и на сопредельных территориях некоторых иностранных государств), а также по линии Коминтерна (по делу «Горох»).

Руководил аппаратом сектора Е.А. Фортунатов (псевдоним «Джек»), заместителем руководителя был кадровый сотрудник ИНО под псевдонимом «Смит». В штат входили 2 переводчика, шифровальщик, 2 машинистки, стенографистка, фотограф, сотрудники охраны.

Несколько слов о том, что предшествовало созданию структуры ИНО во Владивостоке. В связи с событиями конца 1926 г. в Китае (нападения на дипломатические представительства СССР в Пекине, Шанхае и Харбине, захват секретных документов. – Авт.), а также с провалами сотрудников резидентур советской военной и политической разведок весной 1927 г. вся система безопасности советских посольств, резидентур ОГПУ и система шифрования были коренным образом изменены. Срочным циркуляром, разосланным во все советские дипломатические миссии и торговые представительства за границей, предписывалось оперативно уничтожить документы, захват которых может привести к новым разоблачениям, направленным против СССР. Вследствие этого, функционировавшая под прикрытием генерального консульства Советского Союза в Харбине техническая часть харбинского аппарата ИНО ОГПУ была переведена в Читу, где просуществовала там около четырех месяцев. Работа проводилась на разных конспиративных квартирах в Чите, где производились фотографические, переводческие, машинописные и шифровальные работы, т.е. шла обработка материалов, получаемых от резидентур ИНО в Китае, агентов Коминтерна, а также от особо ценного агента ИНО под псевдонимом «300». Кто скрывался под этим псевдонимом?

Pages: 1 2 3 4 5